Homo pokes существует?

Идея данного проекта:  проанализировать психологические особенности всех или, по крайней мере, большинства студентов ГБПОУ "Лукояновский Губернский колледж", чтобы на основе полученных данных подтвердить или опровергнуть предположение о том, что нынешнее поколение студентов существенно отличается от того, которое было, скажем десять лет назад, по ряду показателей. Иными словами, можно ли заявить о появлении нового человека - "Homo pokes" ("Человека тыкающего")?

Собственно, сама идея не нова. Еще в 1991 году Уильям Штраус и Нил Хоув разработали «теорию поколений», описывающую повторяющиеся поколенческие циклы в истории США. В соответствии с этой теорией люди определенной возрастной группы склонны разделять особый набор убеждений, отношений, ценностей и моделей поведения, так как они росли в одинаковых исторических условиях. В России, в отличие от США, теорию поколений изучают не историки, а маркетологи, специалисты по рекламе и связям с общественностью и HR-менеджеры, которые пытаются применить её на практике. Впрочем, не все ученые соглашаются с теорией и видят в ней попытки создать современный гороскоп.

С точки зрения этой теории, наши студенты, родившиеся после 2000 (и до 2020) года, относятся к «поколению Z». На их развитие повлияло широкое распространение интернета, смартфоны, продукты массового потребления.

Телевизионная культура и Интернет формируют совершенно разный тип личности. «Поколение телевидения» выступает пассивной стороной - они воспринимают информационную повестку, которую формируют для них другие люди. Представители «поколения интернета» напротив являются активными участниками поиска информации. Пользователи сами выбирают сайт, чью новостную рассылку они хотели бы получать. Определяют к кому «постучаться» в друзья в соцсетях, с кем обмениваться новостями[1]

Характеристиками поколения называют безответственность, массовое соответствие моде, неспособность держать в памяти большие объемы информации и концентрировать внимание на сложной проблеме.  Так это, или нет, мы и хотели выяснить на примере отдельно взятого колледжа.

Однако не стоит думать, что это исследование носит праздный интерес, типа «британские ученые выяснили…». Нет, просто если наши студенты реально другие, значит и способы взаимодействия с ними тоже должны быть другими, соответствующими их возможностям и особенностям.

На 15 ноября 2016 года проанализирована одна учебная группа. Работа продолжается.

 

[1] Ярослав Коробатов. Чем дети цифровой эпохи лучше «поколения телевизора». //  http://www.nnov.kp.ru/daily/26592/3608885/